Паломничество Туризм Событийный
туризм
Аренда вилл






+7 925 543-50-85
+7 499 764-52-54

будни: с 10 до 19

Большая Серпуховская, 24

Смотреть на Яндекс картах

Святыни Кипра

Церковь св. Параскевы
Это одна из самых необычных и в то же время одна из самых знаменитых церквей Кипра. Она была построена в IX веке и посвящена преподобомученице Параскеве, особо почитаемой среди женщин-святых. Это почтение св. Параскева получила в начале III века, когда мученически умерла за Веру. Она отказалась принести жертву языческим богам, за это ее подвесили на дереве и долго протыкали гвоздями, затем бросили в темницу. Однако Бог исцелил ее ужасные раны, что привело ее мучителей в ярость, они отсекли ей голову. Св. Параскеве приписывают много чудесных деяний, среди них исцеление больных, страдающих глазными болезнями. Храм cв. Параскевы находится в живописном местечке Героскипу на берегу моря. Храм построен в византийском стиле и относится к типу крестово-купольных храмов, состоит из базилики и двух боковых пределов. Все вместе образует так называемый равноконечный греческий крест. Храм интересен своими фресками, относящимся к разным эпохам. Первые сохранившиеся фрески датируются Х и ХI веками, они воспроизводят сцены из Святого писания. На внутренних стенах художник запечатлел лики наиболее почитаемых святых, среди них св. Спиридон, апостол Павел и один из самых любимых святых среди киприотов - св. Георгий. На центральном куполе изображена Богоматерь с Христом на коленях, а по кругу ее обрамляют изображения двенадцати пророков. Есть в церкви уникальная фреска с изображением апостола Павла, диктующего свое послание. Кроме того, что такой сюжет сам по себе редкий, он пока является единственным, который удалось обнаружить на Кипре. В этот красивый храм приезжает очень много иностранных туристов и паломников.

Монастырь св. Неофита
Монастырь св. Неофита, самый посещаемый в округе Пафоса, является его главной паломнической достопримечательностью. Монастырь находится довольно высоко над уровнем моря рядом с глухой горой, которая защищает его от сильных ветров. Такое укромное место его основатель св. Неофит выбрал неслучайно, всю свою жизнь он искал аскетического уединения, и только здесь в возрасте 36 лет он его ненадолго обрел. Св. Неофит родился в 1134 году в бедной семье. Его родители, заметив, что подрастающий сын имеет тягу к знаниям, отправили ребенка в монастырь св. Иоанна Златоуста. Там началось служение Господу Богу. Сначала он возделывал монастырские виноградники и учился грамоте и письму. Очень скоро пришло желание стать отшельником, юноша спросил разрешение у настоятеля. Однако Неофит был еще слишком молод, и ему не было позволено уйти в отшельники. После этого было паломничество на Святую землю, возвращение в монастырь и снова отказ настоятеля. Скитания по Малой Азии и прибытие на Кипр, где в 1159 году он наконец нашел уединение в небольшой пещере недалеко от Пафоса. Там он провел семь лет в одиночестве и молитвах. Неофит за это время создал в скале небольшую церковь-скит и келью, где вырубил для себя могилу. Его жизнь, как он ни старался, не осталась незамеченной. Вскоре слух о благочестивом служителе Божьем разлетелась по окрестностям, его стали посещать другие монахи. Неофит принял священнический сан и взял себе учеников. Так в 1700 году возник монастырь, который стал быстро развиваться, число монахов и келий стало расти. Через некоторое время постоянные посетители монастыря стали тяготить Неофита и мешать его стремлению к аскезе. Он вырубает для себя над скитом отдельную келью. С тех пор для наставлений и общения с монахами было выбрано только воскресенье, когда Неофит спускался в обитель. Все остальное время он проводил в молитвах и написании своих трудов. Именно благодаря им Неофит также известен как один из значимых церковных писателей XI века. Ему принадлежит множество псалмов и гимнов, проповедей и комментариев к Библии. Наиболее известное творение - « Ритуальный Указ», который в настоящее время хранится в библиотеке Эдинбурга в Шотландии. Еще при жизни св. Неофита в 1185 году стены в кельях были расписаны, большинство фресок выполнил Феодор Апсевдис, о чем свидетельствует надпись, оставленная самим мастером. Посетителей до сих пор поражают искусные фрески сцен Страстей Господних. Также впечатляют фрески, на которых изображен сам Неофит. На одной он с двумя архангелами Михаилом и Гавриилом, которые ведут его на встречу с Христом. На другой св. Неофит молится Христу, а по обеим сторонам от него обращаются к Христу Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Точная дата смерти св. Неофита неизвестна, предположительно это произошло в 1219 году. Монахи выполнили волю святого и похоронили его в могиле, которую он сам для себя приготовил, отгородив это место стеной. Вплоть до 1756 года точное место захоронения было потеряно, лишь случайно останки святого были обнаружены. С тех пор день 25 января отмечается в монастыре. В истории монастыря после смерти св. Неофита были и светлые, и темные страницы. В 1503 году недалеко от первой кельи был возведен новый монастырский храм и остальные постройки, которые сейчас составляют монастырский комплекс. Монастырь был вскоре разграблен турками, а монахи ушли из него. Возрождение началось лишь в 1611 году, когда монастырь стал ставропигиальным. К 1735 году в нем вновь чувствовался упадок, лишь в 1756 году, когда монахи обрели мощи св. Неофита, монастырь окончательно возродился.

Монастырь Панагии Хрисороятиссы
В истории этого монастыря, который издавна славится прекрасными винами, лежит история чудотворной иконы Панагии Хрисороятиссы. Ее путь на Кипр был долгим, не сразу икона обрела покой на этом острове. Считается, что она была написана апостолом Лукой, которому приписывают многие ранние изображения Богоматери. Однако во времена Апостола Луки еще не существовало иконописи как таковой, возможно, она была создана на основе портретов, которые действительно мог написать Лука еще при жизни Пресвятой Богородицы. Монастырь основан на горе Рой в 1152 году. На это место отшельнику Игнатию, жившему неподалеку, указал Ангел, явившийся к Игнатию и нашедший икону. Как гласит предание, монахиня одного из монастырей в Малой Азии в период иконоборчества в VIII веке, пытаясь спасти икону, отдала ее одной благочестивой женщине, которая спрятала ее у себя дома. Вскоре распространился слух, что иконоборцы начнут искать иконы не только в монастырях, но и в домах простых людей. Эта женщина пошла к морю и пустила икону по волнам, надеясь, что Бог не даст ее погубить. Бог распорядился так, что ее нашел на берегу рыбак недалеко от Пафоса и отнес в пещеры, где ее через 400 лет нашел Игнатий, увидевший исходящий из пещеры чудесный свет. Икона удивительно красива. На ней Богородица изображена в сияющей короне, багряные ризы затканы золотым орнаментом, изображающим плоды граната. Икона не раз совершала чудотворения. Монастырский комплекс состоит в основном из построек, датируемых 1770- ми годами. В 1967 году в монастыре был сильный пожар, в настоящие время он полностью восстановлен, его посещают паломники.

Монастырь Троодитисса
Троодитисс родился в Малой Азии в районе Исаврия. Жизнь его пришлась на сложный для всего христианского мира ХII век, когда в Византии начался период иконоборчества. В то время на Кипр приезжало много святых и праведных людей, которые пытались уйти от преследования и обрести здесь покой. Троодитисс попал на остров по тем же причинам. С ним была икона Пресвятой Богородицы, которая позднее была названа в честь монаха Троодосской. Около 25 лет монах жил в монастыре св. Николая, однако нашествие арабов вынудило его искать другое место для уединения. Такое место он нашел в пещере высоко в горах, где и прожил остаток жизни. После смерти монаха в пещеру стали приходить охотники и жители ближайших деревень, чтобы поддерживать огонь в лампаде у иконы Пресвятой Богородицы. В 990 году рядом с пещерой построили маленькую часовню, а в 1250 году появился сам монастырь в честь этой чудотворной иконы. Кроме главной святыни в монастыре хранится пояс, помогающий по преданию излечить бесплодие. Монастырь находится высоко в горах – почти 1500 метров над уровнем моря, поэтому его иногда называют «первая ступенька к небесам». Монастырь со времен своего основания пережил немало периодов упадка и расцвета. Он несколько раз разграблялся, горел в лесных пожарах и перестраивался. Современный свой вид монастырь приобрел в 1842 году. Сейчас в нем проживает десять монахов.

Монастырь Киккос
История Киккского монастыря началась 900 лет назад. За время своего существования вокруг него, его основателя и святынь сложилось множество легенд и преданий. История монастыря поистине драматична, он много раз горел в лесных пожарах, страдал от нашествий врагов, переживал расцветы и упадки. Сейчас это самый известный и самый богатый монастырь на острове. Начало строительства монастыря относится предположительно к ХI веку. Легенда, которая рассказывает об истории его возникновении, завораживает. По преданию герцог Эммануил Витомитис, византийский наместник Кипра, заблудился в лесу во время охоты и случайно встретил отшельника Исайю. Герцог пытался расспросить его, как найти дорогу, но монах находился в молитве к Богу и не мог прервать ее. Он ничего не ответил герцогу, что вызвало гнев Витомитиса. Герцог жестоко обругал отшельника и ударил его палкой. Через некоторое время герцога разбил паралич. Тогда он вспомнил о своем поступке и приказал привести Исайю, чтобы просить о прощении. Монах простил, стал молиться за герцога, Витомитис чудесным образом выздоровел. Полный благодарности, он обещал выполнить любую просьбу своего спасителя. Однако Исайя попросил сделать вещь невыполнимую - привести на Кипр из Константинополя драгоценнейшую святыню императора икону Богоматери, написанную св. Лукой. Герцог и Исайя отправились в Константинополь. Вскоре у императора заболела дочь, и он, узнав о силе молитв Исайи и о тех чудесах, которые тот сотворил с герцогом, пригласил Исайю во дворец. И опять свершилось чудо, дочь императора поправилась. На этот раз свою просьбу Исайя повторил императору, который был ошеломлен и огорчен, услышав ее. Он был не готов расстаться с иконой и предлагал монаху другие богатства, однако тот от всего отказывался и в конце концов вернулся к себе. Через некоторое время император сам пал от той же болезни и вынужден был снова просить помощи Исайи. Когда же он выздоровел, то решил выполнить просьбу чудесного монаха. Однако не нашел в себе силы расстаться с иконой и хотел отправить на Кипр копию. К нему явилась Богоматерь и приказала отправить оригинал. Так икона попала на Кипр, с этого момента начинается история монастыря. Икона и по сей день находится в монастыре. Ее невозможно увидеть, так как с 1576 года она скрыта золотым занавесом, поскольку, если человек увидит ее, то ослепнет, этому были свои подтверждения. У этой традиции также есть свое предание. Считается, что император поставил условие, когда отправлял икону, что никто не сможет взглянуть на нее. Видимо, икона была настолько дорога ему, что он не захотел ни с кем делиться своим сокровищем. Хотя, конечно же, это всего лишь легенда, многие ставят под сомнение тот факт, что икона, которая является милостливой, может ослеплять людей. Тем более, что она стала образцом для многих других икон. Из-за того, что монастырь много раз горел, сегодня его комплекс состоит из построек, возведенных в разные периоды. Так главный храм возведен в 1541 году, и только в алтаре сохранились старинные фрески. С того времени сохранилось всего несколько икон, среди них «Распятие Христа». Иконостас храма создан в 1755 году и дошел до нас почти нетронутым. Рядом возвышается колокольня, один из ее колоколов отлит в России, что подтверждает надпись на нем. Россия имела свои отношения с Киккским монастырем, в его музее до сих пор хранятся реликвии, сделанные русскими мастерами. О музее монастыря нужно говорить отдельно, он обладает богатейшей коллекцией икон, писаний и старинной церковной утвари.

12 церквей Троодоса, включенные в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО
Большинство православных монастырей недалеко от горного массива Троодоса построены в ХI –XIII веках, когда трехсотлетнее арабское нашествие уже было позади, и началась эпоха возрождения Кипра. Троодос стал центром этого возрождения. Удаленный от побережья, где было неспокойно от пиратов, разграблявших приморские города, он был идеальным местом для строительства монастырей. Строительство продолжалось и в латинскую, и в османскую эпохи, однако до наших дней монастыри практически не сохранились, остались лишь их церкви. Отличительной чертой архитектуры этих мест можно назвать «церковь под крышей»: небольшой обычный на вид деревенский сарай оказывается внутри церковью, полностью расписанной фресками. Часто дополнительная крыша возводилась над церковью, чтобы защитить ее от дождя. Сейчас на территории Троодоса сохранилось около двух десятков подобных церквей, хотя в ХIII веке их было больше семидесяти. Церкви привлекают паломников и туристов, 12 наиболее значимых из них включены в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Калопанайотис. Монастырь св. Иоанна Лампадиста
Монастырь знаменит своей «Трехчастной» церковью и прекрасными фресками, первые из которых появились в ХII веке. Первый храм будущего монастыря был построен в ХI веке недалеко от речки Сетрахос и посвящен св. Ираклидию, первому епископу Кипра. В 45 году его здесь крестили Апостолы Павел и Варнава. Недалеко от реки установлена стела, на которой изображена сцена этого крещения. В ХII веке возводится второй храм монастыря, который был освящен в честь кипрского подвижника св. Иоанна Лампадиста. В нем хранятся его святые мощи и икона святого. Позднее оба храма были соединены галереей и покрыты единой черепично-деревянной кровлей. В ХV веке к ним была пристроена латинская часовня. Так появилась эта удивительная «трехчастная» церковь. Все три храма были прекрасно расписаны, например, в латинской часовне можно увидеть фрески на темы Нового Завета в итало-византийском стиле. Фрески главного храма частично сохранились с ХII века, в ХIII веке храм был заново расписан, и эти росписи представляют собой смесь западного и восточного влияний. До наших дней дошли прекрасные образцы этого смешения стилей – «Воскрешение Лазаря», « Вход Господень в Иерусалим» и другие сцены из жизни Христа. Что интересно, со временем количество сюжетов росло, а сами сцены уменьшались в размере. Рассказывая об этом монастыре, нельзя не сказать о св. Иоанне Лампадисте, в честь которого и был назван монастырь. Он родился в Х веке в состоятельной благочестивой семье. С юных лет проявлял тягу к монашеской жизни. Однако его родители решили, что ему все-таки нужно жениться, нашли невесту, с которой он должен был обручиться. Иоанн отказался, за что навлек на себя гнев родителей невесты. По преданию они обратились к колдуну с просьбой извести юношу. Чудом Иоанн остался жив, через некоторое время он решил покинуть родной дом и отправился в обитель св. Ираклидиса. Юноше не суждено было прожить долго, он умер в возрасте 22 лет, но за свою короткую жизнь совершил немало чудес, в том числе благодаря ему в обители забил источник с чистой водой, сохранившийся до наших дней. Он был погребен на монашеском кладбище, позднее над местом упокоения святого воздвигли маленькую часовню. На территории монастыря находится очень интересная иконотека, в ней хранятся 130 икон XII-XIX веков, которые были собраны во многих деревнях Кипра.

Мутуллас. Церковь Панагия Мутуллас
Церковь Пресвятой Богородицы Мутуллас была возведена в 1279 году. Надпись об этом была оставлена под фреской, на которой изображены благодетели, пожертвовавшие средства на ее строительство. Церковь находится в старинной деревушке Мутуллас, которая известна даже за пределам Кипра. Здесь бьет источник чистой воды, которая экспортируется из страны. Церковь относится к типу «церквей под крышей», то есть напоминает большой амбар, покрытый черепичной крышей. Она была расписана в местном византийском стиле, для которого было характерно отсутствие полутонов и преобладание красного цвета, а люди изображались непропорционально. Церковь расписана как внутри, так и снаружи. Среди внутренних фресок нужно отметить фрески « Рождество Христово», «Воскрешение Лазаря», «Распятие» и необычную фреску « Сошествие в Ад». Среди наружных росписей особенно выделяется впечатляющая фреска « Страшный суд».

Педулас. Церковь Архангела Михаила
Педулас – очень живописное место, которое славится своими вишневыми садами. Когда в мае они цветут, этот курортный городок наполняется приезжими. Украшением этой деревни является маленькая церковь Архангела Михаила. Она полностью украшена росписями, которые выполнил художник Минас в год ее постройки в 1474 году. Это замечательная церковь, покрытая черепичной крышей, была возведена благодаря пожертвованиям священника Василиоса Чамадоса, как указывает надпись у входа. Все фрески и деревянный иконостас хорошо сохранились. Особенно интересен последний, в центре его карниза находится герб Лузиньянов – латинской королевской династии, которая правила в ту эпоху.

Какопетрия. Церковь св. Николая
Главной достопримечательностью горного курорта Какопетрия является церковь св. Николая ХI века, которую из-за черепичной двухскатной крыши в народе называют «Святой Николай под крышей». Крыша была построена в ХII веке для того, чтобы защитить храм, который изначально был частью монастыря, от дождя. Долгое время монастырь процветал, был отреставрирован в 1633 году благодаря монаху Филотеосу. Однако после смерти последнего монаха отца Герасима в 1808 году, все имущество монастыря было сдано в аренду. Тем не менее сама церковь прекрасно сохранилась и представляет огромный интерес тем, что фрески, находящиеся внутри, датируются с XI - го по ХVII века. Мы можем назвать ее музеем византийского искусства. Самые интересные фрески XI века: « Преображение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим» и другие. Из фресок ХII века: панорамная композиция «Сорок мучеников Севастийских» и прекрасная фреска, на которой изображен святитель Николай в человеческий рост. Среди фресок XIV века выделаются «Сошествие Святого Духа на апостолов» и « Рождество».

Церковь Панагия Подиту
Когда-то церковь Панагия Подиту принадлежала монастырю. В XIX веке монастырь перестал существовать. К счастью, его главная церковь сохранилась до наших дней. В 1502 году Деметриос Крон пожертвовал деньги на постройку церкви, выполненной в традиционном для Троодоса стиле «церквей под крышей». Она была освящена в честь Пресвятой Богородицы Элеусы. Фрески выполнены в стиле итало-византийской школы живописи, а самой великолепной фреской является «Пресвятая Богородица с Младенцем Христом».

Церковь св. Созомена
Церковь св. Созомена находится в старинной части Какопетрии и была построена на средства 13 местных жителей, о чем напоминает надпись перед входом. Церковь была закончена и расписана в 1513 году. Она интересна тем, что на ее наружной стене находятся изображения семи Вселенских соборов и Торжества Православия. Подобного большего нет нигде на Кипре. Внутри находится цикл фресок, посвященных Новому Завету и Пресвятой Богородице. Также стоит отметить фреску «Преображение Господне», которую написал Симеон Аксенти.

Никитари. Церковь Панагия Форвиотисса в Асину
Эту церковь иногда называют Панагия Форвиотисса в Асину, так как раньше она была главной церковью Форвиотисского монастыря. Асину – название древнего города Асин, основанного греками в ХII веке до н.э. Монастырь был заложен в 1099 году, долгое время он процветал, но из-за турецкого нашествия обеднел, в XVII веке его покинули монахи. Главная церковь сохранилась. Она была построена в 1105 году. Как большинство церквей этого региона покрыта двухскатной крышей с плоской черепицей. Фрески церкви очень старые, первые из них относятся к ХII веку и представляют большую ценность. Недавно большинство из них было отреставрировано. Хотя из-за того, что фрески переписывались и дополнялись и в XIII и в XVI веках, до нас дошло не так много старинных росписей, те, что сохранились, поистине прекрасны. Прежде всего, «Причастие апостолов» и шесть Отцов Церкви: Дионисий Ареопаг, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец и Игнатий Богослов. Также заслуживает внимания «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Успение Пресвятой Богородицы», которая считается лучшей фреской с таким сюжетом.

Пелендри. Церковь Тимиос Ставрос
Церковь Святого Креста является прекрасным образцом франко-византийского стиля, который господствовал в XVI веке на Кипре. Сначала церковь была маленькой однонефной с куполом и боковыми нишами, но позднее появились еще два предела, и всю ее покрыли единой крышей. В храме очень интересные росписи, большинство из них выполнены в византийском стиле. На центральном куполе изображен Христос в окружении евангелистов, которые представлены в символическом виде: евангелист Матвей представлен в виде ангела, Марк - льва, Лука - тельца, а Иоанн - орла. Рядом по кругу изображены 16 ветхозаветных пророков. В алтаре находится фреска с изображением Богородицы, под ней находятся фрески с фигурами святых. Есть в церкви фрески, посвященные жизни Христа, но многие из них утеряны. Настоящими святынями церкви являются два больших деревянных креста. На одном из них изображены сцены из жизни Спасителя.

Лагуда. Церковь Панагия ту Арака
Название церкви, по мнению некоторых ученых, может происходить от слова «арака» - горох, который издавна растет в этой местности. Но это не единственная версия. Возможно, название церкви дал ястреб, который по-гречески звучит схоже с «аракас». Когда-то церковь была главной в процветавшем монастыре. Предположительно, в нем жили по афонскому уставу, женщины сюда не допускались. Монастырь, как и многие другие монастыри этого района, до наших дней не сохранился, однако церковь Богородицы Арака существует и сейчас. Как свидетельствует надпись на храме, она была построена в 1192 году на средства некоего Леонтиса Аутента, богатого византийского чиновника. Скорее всего, он стал монахом в этом монастыре из-за неспокойного времени: восстание против тамплиеров, конфискация земель, иерусалимская власть, все это вынудило людей искать уединения в стенах монастырей. Церковь небольшая с традиционной деревянной двускатной крышей, крытой плоской черепицей. Расписал ее Теодорос Апсевдис, хорошо известный на Кипре представитель архиепископской школы византийского искусства. Фрески, созданные им, прекрасны, довольно хорошо сохранились. Именно на них приезжают посмотреть туристы и паломники. Наиболее удачными и интересными считаются фрески «Рождество Христово», «Успение Пресвятой Богородицы» и другие фрески, которые необычны по своей композиции. Это «Сретение» и «Крещение Христа», где он вместо обычного хитона изображен без одежды.

Палаихори. Церковь Преображения Господня
Церковь находится в древнем селении Палаихори, которое известно с XIII века, когда оно было подарено рыцарям-тамплиерам. Известность этой деревне принес ее храм Преображения Господня, построенный в XVI веке и знаменитый своими чудесными фресками. Церковь хорошо сохранилась, так как за свою историю реставрировалась в 1655 и 1874 годах. Росписи церкви, выполненные неизвестным автором в 1610-1620 гг., сохранились частично, но те, что дошли до наших дней, удивительны в своей красоте. Фрески изображают сцены из Нового и Старого Завета, а также сцены последних дней жизни Христа на земле. К последним относятся: «Тайная Вечеря», «Омовение ног Апостолам», «Предательство Иуды» и другие. Кроме фресок внимание привлекает старинный позолоченный иконостас.

Платанистаса. Церковь Ставрос ту Агисмати
В XV веке православным грекам пришлось спасаться от турецкого ига. Судьба привела их на Кипр, где они основали маленький монастырь в честь родной деревни Агисмати и своих предков. Главный монастырский храм построен в конце XV века на средства священника Петроса. Роспись храма сделал живописец Филипп Гул в 1494 году. Что интересно, фрески находятся не только на стенах, но и на деревянных брусьях. На них изображены как святые, так и сцены из Нового Завета. Святой Крест, которому посвящена церковь, изображен слева от алтаря. Еще одна особенность храма в том, что на некоторых фресках глаза выцарапаны. Считается, что это сделал турецкий солдат в 1571 году, за что он вскоре лишился зрения и умер.

Луврас. Церковь св. Мамаса
Церковь св. Мамаса, типичная для Троодоса «церковь под крышей», построена в XII веке, в 1465 году ее расписал очень талантливый знаменитый на Кипре живописец Филипп Гул. Он оставил огромное количество прекрасных фресок в византийском стиле, только в церкви св. Мамаса их было 85. К счастью, большинство из них сохранились. Самые известные: «Воскрешение Лазаря», «Вход Господен в Иерусалим» и «Изгнание Бесов».

Церковь св. Лазаря
Хотя первое здание церкви и было разрушено землетрясением, место, где сейчас находится церковь, - святое. Поэтому можно считать, что история этого храма насчитывает уже 1100 лет. В этой церкви находится гробница св. Лазаря, известного как «четырехдневного». Он был любимый ученик Христа, кроме того, он был его другом. Неудивительно, что к тому, кого воскресил Спаситель, и к тому, кто остаток своей жизни посвятил служению вере, уже много лет стремятся люди. Лазарь был евреем. Он был другом и учеником Христа, который часто бывал в доме его сестер Марии и Марфы. Они много беседовали, Иисус многому научил Лазаря. Лазарь страдал от страшного недуга, который с каждым днем приносил ему все большие страдания. Когда он умер, Христа не было рядом, но он почувствовал смерть друга и сказал, что должен «разбудить» его. Об этом же его просили сестры Лазаря. Когда отодвинули камень от пещеры, где тот был похоронен, Иисус сказал: «Лазарь, иди вон», и Лазарь вышел. Многие неверующие, кто видел, как свершилось это чудо, уверовали, а сам Лазарь дал обет всю оставшуюся жизнь посвятить служению Вере. После этого всякого, с кем общался Лазарь, он обращал в Христианство. Однако не все хотели верить в чудеса, которые творил Христос. Так иудейским первосвященникам не нужно было живое доказательство этих чудес, они хотели убить Лазаря. Поэтому он был вынужден скрываться. Легенда гласит, что Лазарь был посажен в лодку без весел и чудесным образом избежал смерти. Лодку прибило к берегам Кипра, недалеко от Цитиума, римское название Ларнаки. Через 12 лет в 33 году, когда на острове побывали Апостолы Павел и Варнава, они рукоположили его в епископы Ларнаки. Хотя по другой версии это могло произойти в 46 году. Восемнадцать лет св. Лазарь был епископом Ларнаки, с этим временем связано много преданий. Святой очень хотел встретиться с Пресвятой Богородицей, но не мог отправиться в Палестину, так как знал, что там его ожидает расправа. Поэтому он снаряжает за ней корабль. Путь Богородицы оказался очень трудным, корабль попал в шторм и, по одной из версий, волей Божьей она попадает сначала на Афон, а затем уже на Кипр. Пресвятая Богородица передала Лазарю много даров, главная ценность которых заключалась в том, что они были выполнены ею самой. Св. Лазарю было 63 года, когда он умер и был похоронен на церковном кладбище. На том месте была построена церковь в его честь. Со временем первая часовня разрушилась, и мощи были утеряны. Их обнаружили лишь во времена правления Византийского императора Льва VI Мудрого. Он приказывает увести мощи в Константинополь и обещает на месте захоронения возвести большую церковь. Через четыре года церковь была готова, правда, ее разрушило землетрясение. Многие годы она простояла в развалинах, но была заново отстроена. В период турецкого завоевания многие святыни, в том числе и часть мощей св. Лазаря, пропали из храма. Он даже на время был превращен в мечеть, однако в 1589 году христиане выкупили его. В XVIII веке храм св. Лазаря становится кафедральным собором города Ларнаки, принимает свой современный вид. Это яркий образец византийской архитектуры. Одной из главных достопримечательностей храма является иконостас, выполненный выдающимся мастером резьбы по дереву Хаджисаввасом Талиадоросом, который трудился над ним девять лет. Однако большинство посетителей храма стремятся вниз по каменным ступеням в подземную его часть, где находятся два саркофага, в одном из них и были найдены мощи св. Лазаря. Сначала считалось, что мощи утеряны. В 1972 году под пустым саркофагом нашли еще один, в котором и была часть мощей святого. Сейчас они находятся в позолоченном серебряном ковчеге и выставлены в центре храма. Недалеко от храма в помещении бывшего монастыря располагается небольшой, но очень богатый и интересный музей, в котором отображена вся история храма, являющегося в настоящее время важнейшим духовным центром города.

Кики. Церковь Панагия Ангелоктисти
Когда заходишь в этот небольшой храм Панагии Ангелоктисти в деревне Кити, понимаешь, почему он знаменит на весь мир, и почему сердца верующих здесь бьются чаще. В золотом фоне мозаики на вас смотрят пронзительные огромные глаза Богоматери, вокруг мерцание свечей и благословенная тишина. Как гласит преданье, церковь за одну ночь сотворили ангелы, отсюда и пошло ее название. На самом деле церковь Панагия Ангелоктисти это не одна церковь, а три, соединенные под одной крышей. Точные даты их постройки неизвестны, скорее всего они относятся к XI веку. Одна из церквушек была построена в честь «Святых Бессеребреников». О главной церкви точных сведений очень мало, известно, что реставрировалась она в 1714 году, о чем свидетельствует надпись на двери. Третья церковь – это латинская часовня. В церкви много реликвий: иконостас 1855 года, древние иконы св.Николая и св.Иоанна, но самое главное - мозаика, украшающая алтарь. Авторы ее неизвестны, как и точное время создания, многое указывает на VI век. Ученые, которые исследовали ее, пришли к выводу, что над этим шедевром ранневизантийского периода работало несколько мастеров. На золотом фоне мозаики изображена Богородица в темном одеянии, на ее фоне ярко выделяется младенец Иисус. С обеих сторон от нее архангелы Михаил и Гавриил, оба они протягивают ей сферы, которые держат в руках. К сожалению, изображение архангела Михаила повреждено, некоторые детали безвозвратно утеряны. Вся композиция производит колоссальное впечатление. Никого не оставляет равнодушным величественное немного грустное лицо Богоматери.

Монастырь Ставровуни
Монастырю Ставровуни более 1600 лет, он является самым древнем на Кипре. Как у многих старых монастырей, у него своя уникальная история, полная легенд и преданий. Связана она, прежде всего, с Честным Крестом, частица которого сейчас хранится в монастыре. История Честного Креста донес до нас историк Евсей, сопровождавший императрицу в ее путешествии в Иерусалим. Там матери св. Константина удалось найти место Голгофы, Животворящий Крест и два креста, на котором были распяты раскаявшиеся грешники-разбойники. По легенде, чтобы точно определить, на каком месте был распят Христос, императрица св. Елена поочередно прикладывала их к умершему ребенку. Когда был поднесен крест Иисуса, ребёнок воскрес. Возможно, монастырю Ставровуни не суждено было бы возникнуть, если бы на обратном пути корабль св. Елены не попал бы в шторм и не пристал бы к берегам Кипра. Остров находится на пути в Константинополь всего в 105 километров от Святой Земли. То, что св. Елена оказалась на острове, практически не оставляет сомнения. Согласно преданию, ночью один из Крестов исчез, а вскоре его обнаружили парящим над горой Олимп. Гора эта известна с древних времен. В то время, когда происходили описанные события, там находился языческий храм, предположительно возведенный в честь Зевса. В ту ночь, когда императрица была на острове, к ней явился ангел, приказал разрушить языческий храм на вершине и воздвигнуть там христианский. Уезжая с Кипра, Елена пожертвовала для храма один из крестов и часть креста Христа. Вскоре на горе вокруг храма, которая стала называться Ставровуни, от греческого «гора Креста», возник монастырь, который носит такое же название. Главной его святыней был крест, который по описаниям разным людей, посещавших монастырь в то время, был прибит к монастырской стене. Однако встречаются также упоминания о том, что крест парил в воздухе. Также расходятся мнения о том, как выглядел крест, был ли он покрыт серебром или золотом. Судьба этого креста не известна, считается, что в начале XV века его похитили мамлюки, когда разграбили монастырь. Однако в конце XV века о нем опять появились упоминания, из чего можно предположить, что крест был возвращен в монастырь. Последние упоминания о нем относятся к 1570 года, тогда турки, скорее всего, сняли оклад и уничтожили его. С тех пор и до наших дней известно только о частичке Креста Христа, которая находилась в середине большого креста. Эта частичка хранится в ларце, чудесно сохранилась до 1888 года, когда все остальное было уничтожено огнем. История монастыря насчитывает много столетий, за это время он пережил немало драматичных событий. Были в ней светлые моменты, были и темные, года варварских набегов и запустения. Годом его основания считается 326 год, а первые описания дошли до нас с 1106 года. До середины XIII века монастырь процветал, и монахов становилось все больше и больше. Несмотря на то, что в 1426 году монастырь подвергся нападению мамелюков и был почти полностью разрушен, в нем еще оставались монахи, правда, это были бенедиктинцы, которым монастырь был предан еще во времена латинской власти. В 1521 году в обитель вернулись православные монахи, таким образом, в монастыре одновременно находились и католические, и православные монахи. Однако спокойное время продолжалось недолго. Уже в 1571 году монастырь разрушили турки, и только в 1660 году началось его восстановление, которое шло очень медленно. Только в 1888 году после пожара, когда в обитель вернулся монах Дионисий Христидис, начался новый этап в жизни монастыря. Был принят строгий афонский устав, который соблюдается до сих пор. Сегодня Ставровуни - очень живописное место: с трех сторон от него спускаются отвесные скалы с великолепным видом. К монастырю, извиваясь горным серпантином, проложена автомобильная дорога, так что паломникам не составляет труда попасть сюда. Монастырь св. Георгия Аламану Монастырь св. Георгия Аламану - один из самых больших женских монастырей на Кипре. Он был основан примерно в 1190 году переселенцами из Палестины. В 1187 году Иерусалимское государство было захвачено Саладином. Христиане не могли чувствовать себя там спокойно, поэтому многим монахам пришлось покинуть Святую Землю. Основатели монастыря и были такими беженцами. Первым на месте будущего монастыря в уединенной келье поселился монах по имени Георгий. Он пользовался большим уважением у местного населения, после смерти его почитали как чудотворца. Монастырь, построенный рядом с его кельей, был назван в честь св. Георгия Победоносца. Так как имя этого святого очень распространено на острове, его стали называть монастырем Георгия Аламану, что значит «германский». Считается, что предки его основателей когда- то пришли с германских земель. Постепенно монастырь становится женским и процветает до XIX века. Затем наступает долгий период запустения, из которого монастырь возрождается лишь в 1949 году благодаря архиепископу Макариосу III. Монахини обители помогали в дальнейшем в восстановлении других монастырей.

Монастырь святителя Николая (Кошачий)
Попадая в монастырь святителя Николая, попадаешь в царство кошек, здесь их около 70, и они являются символом этого древнего монастыря. Находится он в деревне Акротири на берегу живописного залива Каво Гата. Кошки собственно и дали название этому заливу. Появились они здесь примерно в 327 году благодаря св. Елене. Предание гласит, что в те времена на острове была жесточайшая засуха, которая длилась уже несколько лет. Особенно от нее пострадала южная оконечность Кипра – полуостров Акротири. Здесь располагалось озеро, вокруг которого всегда селились люди, промышляя на нем рыбной ловлей. Когда наступила засуха, вокруг озера расплодились ядовитые змеи. Жизнь там стала невыносимой для людей, и они покинули эти земли. В такое сложное время на остров прибыла св. Елена. Она возвращалась со Святой Земли, но из-за надвигающейся бури ее корабли вынуждены были пристать к берегам Кипра. Св. Елена застала безрадостную картину в этой части острова и решила возродить здесь жизнь. Императрица Елена много сделала для христианства. В Палестине она отыскала Крест, на котором был распят Иисус, в Иерусалиме построила храм Воскресения, в Вифлееме – храм Рождества Христова. Попав на Кипр, она основала здесь три монастыря, где оставила частички святынь, найденных в Палестине. Но, вероятно, самой главной ее заслугой стало то, что она прекрасно воспитала своего сына – императора Константина. Он был сыном цезаря Констанция Хлора. Воспитанному в христианской вере, ему путем сложнейшей борьбы удалось стать правителем Западной части Римской империи. Сын и мать были причислены к лику святых за то, что всю жизнь боролись за распространение христианства в мире. Когда императрица вернулась с Кипра, она приказала отправить на остров тысячу кошек, чтобы они справились с огромным количеством змей. Кошку не случайно выбрали в спасительницы. С древности было известно, что эти домашние животные не чувствительны к яду гадюк и могут ловить их в большом количестве. Кошки прекрасно справились со своей миссией. Вскоре остров был очищен от змей, и люди, вернувшиеся в свои родные места, стали почитать это грациозное животное. Почти за тысячей кошек нужен был присмотр. Для этого в 327 году по указу императора Константина был построен монастырь св. Николая. Монахи должны были кормить кошек и заботиться о них, на что им специально выделялись деньги. Как все монастыри во время нашествия турок в 1570 году, он был разграблен, а все его обитатели - убиты. Кстати, в те времена он был еще мужской. Затем он возрождался еще несколько раз, но вновь приходил в запустение. Наконец в 1983 году в заброшенном монастыре появились две монахини Эльбида и Касиани, которые сделали все, чтобы он вновь стал действующим. Конечно же, они не забыли привести с собой кошку, которая тут же принесла потомство. Традиция была продолжена. Сейчас монастырь процветает, много туристов приезжает, чтобы посмотреть на жизнь этой тихой обители.

Омодос. Монастырь Святого Креста
Считается, что когда св. Елена прибыла на Кипр, она способствовала основанию трех монастырей на Кипре: Ставровуни, Тохнис и Омодос. Императница Елена возвращалась со Святой Земли, путь ее лежал недалеко от острова, и когда появилась угроза страшной бури, корабли укрылись в устье реки Гэтос. В то время остров переживал сложные времена – засуха, набеги варваров, христианство только-только начали открыто проповедовать. Императрица стремилась поддержать свою веру и сделать все, чтобы монашество на Кипре развивалось. Поэтому она поддержала создание монастырей в этой части острова. Однако точно не известно, помогла ли св. Елена их созданию, либо же на тех местах, где появились монастыри, уже жили монахи. Так или иначе во всех трех монастырях хранятся частички Святого Креста, который императрица вместе с двумя другими крестами везла с собой из Палестины. Монастырь в Омодосе, живописном селении в предгорьях Троодоса, получил свое название в честь Святого Креста. По преданию крест, от которого исходил чудесный свет, был обнаружен в пещере. Вскоре местные жители заметили, что он исцеляет и творит чудеса, над пещерой появилась небольшая часовня, впоследствии на этом месте и возник монастырь. Монастырь просуществовал до 80-х годов XIX века, одно время он был очень богатым, имел несколько подворьев, в том числе в Киеве. За все время своего существования монастырь Святого Креста пользовался огромным уважением у местных жителей и паломников. Подобное почитание помогло монастырю во времена турецких завоеваний, турецкий султан издал специальный указ, запрещающий разграблять монастырь и захватывать его территории. Благодаря этому в монастыре сохранилось много реликвий и святынь. Среди них: глава Апостола Филиппа, частички мощей Иоанна Предтечи, св. Пантелеймона, cв. Марины и других. Как уже было сказано, монастырь прекратил свое существование в XIX веке и с тех пор монастырский храм является приходским храмом деревни Омодос. Храм этот приобрел свой современный вид примерно в 1812 году.

Церковь Панагия Хрисоспилиотисса
Храм Панагии Хрисоспилиотиссы - пещерный. Построен в честь покровительницы золотой пещеры. На вершине скалы установлен многометровый металлический крест, видный издалека. Без сомнения церковь очень древняя, относится к раннему христианству, но точно неизвестно, когда и при каких обстоятельствах она была основана. Существует лишь предание, что жители близлежащей деревни нашли в этой пещере удивительную двустороннюю икону Пресвятой Богородицы. На этом месте и была построена церковь, состоящая из четырех глубоких гротов, куда можно попасть по лестнице. Своды в церкви со времен ее постройки остались из песчаника. Икона Пресвятой Богородицы Хрисоспилиотиссы находится в церкви свт. Николая в соседней деревне, а в храме висит список с нее. Кроме нее в иконостасе есть образы святых Константина и Елены, а также икона Успения Богородицы. Каждый год в день Успения Богородицы икону Пресвятой Богородицы Хрисоспилиотиссы приносят в храм и совершают праздничное богослужение.

Парахорио. Церковь святых Апостолов Петра и Павла
Это крестово-купольный храм XII века славится своими фресками и тем, что он практически не перестраивался. Фрески выполнены в довольно простой манере, что делает их еще более интересными. В апсиде церкви находится изображение Богоматери, руки ее подняты в молитве, а в медальоне на груди - Младенец Христос, с двух сторон от нее стоят Апостолы Петр и Павел, что необычно для этого сюжета. В церкви на фресках представлены практически все кипрские святые I века.

Монастырь св. Ираклидиса
История монастыря связана с именем св. Ираклидиса. Рядом с местом его захоронения была построена церковь, вокруг которой позднее возник монастырь. Ираклидис был языческим священником, когда к нему пришли Апостолы Павел, Варнава и Марк и попросили проводить их до Пафоса. В пути Апостолы много рассказывали о Христе, его Вере и жизни. В конце пути Ираклидис уже принял христианство, Апостолы крестили его в реке Каркотис. Позднее он стал тайно проповедовать христианство, потому что учение Христа подвергалось гонениям язычников. Многие обращались в веру Иисуса, вскоре возник небольшой храм. Сам Ираклидис покинул церковь в поисках уединения и поселился в келье. По прошествии некоторого времени он принял мученическую смерть от рук язычников. Прах его был захоронен в той келье, где он провел последние годы своей жизни. На месте старой маленькой церквушки появилась новая, однако, она была уничтожена арабами. Церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась в 806 году. Как и многим монастырям, монастырю св. Ираклидиса не удалось пережить периоды гонения со стороны Рима, а позднее и со стороны Турции. Хотя между этими периодами в нем жили монахи. Стоить заметить, что он был то женским, то мужским. Сейчас в нем живут 40 монахинь, которые пришли сюда в 1962 году. Монастырь не богат значимыми святынями, большинство из них хранятся в музее Никосии. Из того, что осталось в монастыре, самыми главными реликвиями являются черепа св.Ираклидиса и его последователя Мнасона, которые хранятся в серебряном коробе с позолоченной крышкой.

Перисторона. Церковь святых Варнавы и Иллариона
Перисторона означает голубь. Голубей на острове в древности водилось множество, эта птица считалось священной. Деревень на Кипре с таким названием было несколько, одна из них стала известна благодаря своей церкви. Храм этот относится к средневизантийскому периоду. Церковь названа в честь святых Варнавы и Иллариона. Однако нужно отметить, что речь идет не об апостоле Варнаве и отшельнике Илларионе, а о двух офицерах римской армии, которые приняли христианство, раздали свое имущество и прожили свою жизнь в молитвах к Христу. Когда они умерли, их мощи были спрятаны в ларец. Мощи святых хранились на северном побережье Кипра, пока одному из жителей Перисторона не приснился сон, что он должен отыскать их, привести к себе в деревню и построить в их честь храм. Храм был построен, но до наших дней не сохранился. Тот, который можно сейчас видеть, был построен в XI веке. Он является выдающимся образцом кипрской архитектуры. Пятикупольный храм представляет собой соединение базиликальной и купольной построек, что делает его уникальным. Пять куполов расположены крестом. Церковь немного напоминает крепость из-за своих каменных стен, но смотрится это легко и изящно. Рядом находится колокольня, которая появилась позднее. Древнего в церкви мало, в частности, это двери западного входа. Иконы и прочее убранство относится к более позднему периоду, но это не делает церковь святых Варнавы и Иллариона менее интересной.

Монастырь Махерас
Возникновение монастыря Махерас связано с обретением чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Произошло это в конце XII века, когда два отшельника Неофитос и Игнатиос, ведомые божественным предсказанием, обнаружили ее в пещере. Как гласит легенда, отшельники увидели божественный свет в долине близ горы Киони и пошли на него. Вскоре путь им преградил кустарник, который закрывал вход в пещеру. По одной из версий у них с собой был нож, с помощью которого они разрубили кусты, попали внутрь и увидели образ Пресвятой Богородицы, излучавший божественный свет. По другой версии нож лежал рядом с иконой, охраняя ее. Скорее всего, икона была спрятана неизвестным монахом еще во времена иконоборчества. Как бы то ни было, нож сыграл большую роль в истории монастыря. Само слово «нож» по-гречески звучит «махерас». Во-первых, он дал название иконе, во-вторых, монастырю, в-третьих, окрестность тоже получила одноименное название. Отшельники, которые нашли икону, появились в этих живописных горных местах примерно в 1145 году. Первым здесь поселился монах Неофит, бежавший от мусульман из Иорданской пустыни. По легенде именно ему явилась Богородица и указала на место близ горы Киони, где он должен был поселиться. После обретения иконы отшельники решили, что монастырь должен располагаться недалеко от пещеры. Еще до начала строительства Неофитос внезапно умирает, и разделить одиночество Игнатиоса приходит Прокопий. Вместе они в 1172 году отправились в Константинополь, чтобы просить поддержки у императора Мануила Комнина. Монахи убедили его в том, что место, где они хотят основать монастырь, действительно чудотворное. Мануил выделил им земли и пожаловал им ежегодную ренту в 50 монет. Монастырь должен был стать ставропигиальным, то есть независимым от власти местного епископа. После их возвращения началось обширное строительство. Появилась часовня в честь Богоматери, кельи, затем церковь и крепостные стены. Стены с узкими прорезанными окнами действительно похожи на крепостные, равно как и весь монастырь, стоящий на краю глубокого оврага с перекинутым через него мостом, напоминает хорошо укрепленную крепость. К сожалению, вскоре один за другим умерли его основатели, их приемником стал отец Нилос. При нем монастырь расширился, число монахов неуклонно росло. Он учредил школу, в 1201 году создал устав обители, который до сих пор здесь хранится. Согласно уставу монастырь жил по строгому практически афонскому уставу. За свою долгую историю монастырь Махерас пережил много печальных моментов. В период латинского королевства из-за репрессий католических епископов он приходит в упадок, несмотря на то, что обитель не раз становилась убежищем Лузиньянов во время чумы и других бедствий. В 1530 году в монастыре случился первый серьезный пожар, однако и устав, и икона были спасены. Затем был период турецкого правления, в течение которого обитель несмотря на притеснения все же развивалась. К сожалению, вплоть до 1720 года информации о монастыре сохранилось немного, лишь со времен настоятеля Парфениоса история монастыря известна более или менее достоверно. Под руководством этого одаренного человека обитель была реконструирована, существенно расширились ее земельные владения. Затем были и другие настоятели, которые трудились на благо монастыря, старались сделать все для его процветания. Пожар, случившийся в 1892 году, перечеркнул все старания монахов, все строения были практически уничтожены, уцелели только иконы и сокровища. После этого вновь начался период восстановления, пожертвования собирались буквально со всего мира, в том числе и в России. С тех пор в храме висят русские колокола. Во время борьбы за независимость Кипра в 1955-1959 году в монастыре укрывался герой национально-освободительной борьбы Григориос Авсентиу. Англичане несколько раз обыскивали монастырь, надеясь найти Григориоса, в то время, когда тот в монашеской одежде стоял и наблюдал за ними. Англичане смогли расправиться с ним, когда он находился в другом своем убежище в нескольких километрах от монастыря. Они окружили его и призвали сдаться в плен. Когда герой отказался, англичане облили его пристанище бензином и подожгли. В память об этом во дворе монастыря установили бронзовый памятник, в музее хранятся вещи героя. Сегодня монастырь Богородицы Махерас стоит третьим по значимости среди кипрских обителей после Киккоса и Ставровуни. В обители проживает 35 иноков, которые по-прежнему придерживаются строгих афонских правил лишь с той разницей, что женщины в обитель допускаются. Монастырь, расположенный в очень живописном месте, посещает множество туристов и паломников, которые желают не только помолиться чудотворной иконе Богородицы Махерас, но и приблизиться к природе.

Аналионта. Монастырь архангела Михаила
С 1970 года и по настоящее время обитель является женской. Монахини, переселившиеся из монастыря св. Георгия Аламану, восстановили обитель и построили красивую часовню, посвященную свт. Нектарию Пентаполийскому и Пресвятой Богородице. Сейчас в монастыре постоянно бывают туристы и паломники, хотя еще полвека назад он был практически заброшен. Обитель была построена предположительно в XII веке и названа в честь Архангелоса Аналеонтского. В 1735 году монастырь посетил русский паломник В.Григорович- Барский, в то время там проживали игумен и четыре монаха. Храм монастыря был маленький, но богато украшенный внутри иконами, одна из которых – архангела Михаила - поразила путешественника. Современный храм – это однонефная базилика, фрески которой относятся к разным столетиям, среди них особо выделяется фреска архангела Михаила. В 1918 году обитель пришла в запустение, лишь благодаря архиепископу Макариосу III она вновь начала возрождаться уже как женская.

Монастырь св. Иоанна Златоуста
Монастырь находится в северной части острова, на территории самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра. Недалеко от монастыря святого Иоанна Златоуста течет целебный источник. Как гласит предание его вода исцелила одну знатную особу, которая впоследствии пожертвовала большую сумму денег на строительство монастыря. Это было в середине XI веке, а в XII веке в нем жил кипрский святой Неофит Затворник. Тогда монастырь был довольно процветающей обителью. Во времена турецкого ига обитель пришла в упадок, в 1735 году в ней проживало всего шесть иноков. Тогда на территории монастыря находилось два храма. Первый храм во имя святого Иоанна Златоуста был построен в характерном византийском стиле в 1090 году. Другой – во имя Святой Троицы - был в одно время на гране разрушения, его реконструировали лишь в XX веке. К сожалению, в 1974 году обитель была закрыта оккупационными властями, и монахи ее покинули.

Монастырь Апостола Андрея
Апостола Андрея хорошо знают и почитают на острове. Согласно преданию в 34 году он попал на Кипр, спасаясь от преследования евреев, которые начались на Святой Земле. Уже находясь на берегу острова, он заметил проплывающий мимо корабль. С него тоже заметили человека на берегу и подумали, что это потерпевший кораблекрушение, и послали за ним лодку. Оказавшись на корабле, апостол не захотел открывать свое имя, предпочитая оставаться тем, за кого его приняли. Корабль продолжил свое путешествие вдоль берегов. Когда закончилась питьевая вода, капитан предложил высадиться на берег и найти источник. Апостол указал место, где он должен быть, но матросы, высадившиеся на берег ничего не нашли. Капитан корабля был очень зол, однако Апостол Андрей смог убедить его, что ему удастся найти источник. На берегу он с легкостью отодвинул большой валун и из-под него забил источник. Когда вся команда оказалась на берегу, случилось второе чудо. Сын капитана с детства был слепой, Апостол Андрей дал ему выпить воды из источника, смочил ею глаза, и ребенок прозрел. После этого Апостол уже не мог скрывать себя, он рассказал о себе, о Христе, о христианской Вере, команда уверовала в Иисуса, и он крестил ее прямо на корабле. Прошло несколько веков, прежде чем около священного источника была построена часовня, а затем уже вокруг него появился монастырь Апостола Андрея. В XIV веке на месте византийской церкви появилась готическая. В XVIII веке рядом возводится большой храм, который было хорошо видно с моря, он служил хорошим маяком для мореплавателей. В конце IX века был построен еще один храм. Таким образом, к XX веку монастырь Апостола Андрея стал одной из самых влиятельных и богатых обителей на острове. К сожалению, в 1974 году с началом турецкой оккупации монастырь был разграблен и закрыт до 1980-х годов. Многие годы паломники не могли свободно посещать обитель, только в 2003 году на оккупированную территорию начали въезжать туристы. К этому времени многие ценные реликвии были похищены, среди них золотой иконостас. Несмотря на то, что монастырь является действующим, он находится в ужасном состоянии, часть его построек на гране разрушения. В данный момент между греческой и турецкой стороной ведутся переговоры по поводу реставрации монастыря и превращения его в туристической комплекс, самый крупный на севере страны. Остается только надеется, что политическая обстановка на Кипре не приведет к тому, что человечество просто потеряет это уникальное святое место.




© 2007—2009 «Афос»
паломничество по святым местам
Рекламное агентство "Решка" - создание сайта.1